Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»
Telegram
Вконтакте
Dzen
Пермский край,
город Кунгур
Блок строй 2023

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №102/2024 от Вчера

Комментарии

И ветки, и шины. Как решить проблему с вывозом мусора
Реформа будет постоянно давать сбои, т.к, не смотря на высокопарные слова, она была задумана и орган...

13.09.2024 18:53:16
И ветки, и шины. Как решить проблему с вывозом мусора
Сами то поняли что написали, "Растительный мусор везут из близлежащих деревень" Валерий Александрови...

13.09.2024 17:16:28
Авария устранена. Перекрёсток на улицах Ленина - Уральской о...
Рапортовать надо, когда восстановят дорожное покрытие в прежнем качестве.

18.08.2024 20:07:31
В Кунгуре открылся наркологический стационар
Помнится, года два назад этот стационар успешно работал в городе. Потом было его закрытие с увольнен...

07.08.2024 23:22:47
График отключения горячей воды в Кунгуре на июнь-июль в связ...
Для чего составляется эти графики, если они ежегодно нарушаются? Сегодня 20.06.24г, а в Домах горсов...

19.06.2024 22:45:00

Городская справка

Подписка
Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


Управляем вместедорожное видеоРоструд

Морская душа Юрия Яковлевича Шубинцева

Фотография к материалу: Морская душа Юрия Яковлевича Шубинцева
Юрий Яковлевич Шубинцев в 1945 году и 70 лет спустя
20 ноября 2022, вс

Ветеран-подводник, участник войны с Японией Юрий Яковлевич Шубинцев (1927-2022) остаётся жить не только в сердцах родных, друзей, но и в своей книге «Великие и Тихий».

В Кунгурский городской Совет ветеранов пришла печальная весть: в Израиле на 96-м году ушёл из жизни Юрия Яковлевич Шубинцев. Его в Кунгуре знают и помнят: в нашем городе он жил и работал с 1959 по 1985 годы. В Кунгуре он создал семью, взяв в жёны учительницу истории школы № 16 Любовь Зиновьевну Готсбан. Работая преподавателем автодела и мастером-инструктором по вождению автомобиля в школе № 16, за 12 лет подготовил около 300 водителей. В Кунгуре жили его мать Вера Ивановна, младший брат Георгий, а также брат (по отцу) Герой Советского Союза Иван Каменных, друзья-моряки, в том числе Владимир Рудженец. О них, а также о многих ярких событиях в своей жизни он рассказал в книге «Великие и Тихий» (Пермь - Ашкелон, 2014).

«ВЕЛИКИЕ И ТИХИЙ»

Почитать книгу «Великие и Тихий», изданную небольшим тиражом (100 экземпляров), мне дал член президиума Кунгурского городского Совета ветеранов Михаил Михайлович Шнайдер. На первой странице автограф автора: «Мише! С любовью и гордостью от автора. 2016 год».

В книге, как сказано в аннотации, «читатель встретится с интересным человеком. Его авторское повествование посвящено не личному возвеличиванию, а службе моряка-подводника, его становлению. События войны на Тихом океане освещены подробно, читаются доступно. Присутствует постоянное ощущение искренности и человечности. Нет трагического гнёта или патриотической бравады, есть оптимизм, вера в справедливую жизнь. Сердце моряка переполнено любовью. Рядом с документальным изложением присутствует художественное описание в прозе и стихах». И совершенно справедливо книга снабжена подзаголовком «Художественно-документальное повествование».


Обложка книги Юрия Шубинцева

С КУНГУРОМ ПОЗНАКОМИЛСЯ В ВОЙНУ

За свою богатую на события жизнь Юрий Шубинцев, родившийся в Мурманске в 1927 году, ещё в детстве побывал во многих точках страны: в Туркмении, на Украине, в Сталинграде, а став моряком в 17 лет, бороздил просторы морей и Тихого океана. С Кунгуром он впервые познакомился ещё в годы войны, когда семья жила в Ординском районе. Летом 1942 года Юрий, «окрылённый патриотическим духом, сбежал из дома в надежде добраться до отца на фронт». Попытка оказалась неудачной: домой он вернулся на поезде «в собачьем ящике. В Кунгур прибыл ночью, переночевал в зале ожидания. А утром рано отправился пешком в Орду». Целую неделю потом 15-летнего мальчишку расспрашивали о войне. И он рассказывал, что «видел сожжённые города сёла, бомбёжки, под которые попадал не раз».

А потом была работа в колхозе. Юре выделили коня-двухлетку по кличке Интер, и он стал возчиком.

«Часто обозами возили зерно на элеватор в Кунгур, это 50 километров в один конец, - рассказывает он. - 8-10 подвод по 5 мешков на каждый, весом по 60 килограммов. В обозе обычно было по два-три подростка и женщины одна-две. На элеватор внести мешок мы не могли, делили пополам. После сдачи замертво падали в дровни и ехали на базу за бензином, по бочке на подводу. После этого мы вообще были обессиленные. По приезду председатель давал нам суточный отдых с оплатой в один трудодень (200 граммов зерна)».

ОТПУСК В КУНГУРЕ

Так называется глава, где Юрий Шубинцев рассказывает об отпуске, проведённом в нашем городе «после трёх лет службы», то есть в 1948 году. В Кунгур он приехал к своей матери и младшему брату. «Я знал, что родные из Черемиска переехали сюда, - пишет он. - Автобус пришлось ждать долго, он редко ходил. И, не дождавшись, пошёл пешком через чудесный сосновый бор. В центре города оказался в течение получаса, расспросил улицу, на которой жили мама и младший брат Георгий. Подошёл к деревянному одноквартирному домику, зашёл на крыльцо, и сердце так радостно забилось».

В этой главе он пишет также о своём знаменитом брате по отцу: «Старший брат Иван - родной по отцу. Мать отдала маленького Ванечку на воспитание своему отцу, а сама съехала навсегда. Поэтому он - Каменных Иван Иосифович. С 1941 года - пулемётчик, позже - командир пулемётного взвода. Уничтожил более сотни фашистов, а в конце войны под Калининградом взял в плен 132 человека.

Вернулся Героем Советского Союза в город Кунгур, где и прожил все дни свои. Серьёзное ранение в голову мешало ему жить».

Во время короткого отпуска Юрий Шубинцев познакомился с Владимиром Рудженцом, в котором, как он пишет, «нашёл себе друга на всю жизнь». Вот как это знакомство состоялось. В комендатуре, куда Юрий пришёл отмечаться, ему сказали, что в Кунгуре находится ещё один моряк с Тихоокеанского флота. Юрий решил познакомиться: «Я записал адрес, и довольно быстро нашёл его, но перед домом встал в тупик. Это была маленькая конюшня с несколькими лошадьми. На всякий случай я зашёл в дом, за столом сидели пожилой мужчина и парень в тельняшке. Позже я узнал, что пожилой мужчина - это Антон Рудженец, бывший комиссар партизанского отряда Каширина. Позже его репрессировали как врага народа. Что приписали, не помню, но пять лет отсидел в лагерях и был реабилитирован за отсутствием состава преступления. Но клеймо «враг народа» так и осталось, с такой судимостью на работу не брали, вот устроился конюхом с проживанием. Володя увидел тихоокеанца, кинулся с родным возгласом: «Привет, братишка».

Владимир Антонович Рудженец (1929-1977) оставил яркий след в истории города: 20 лет возглавлял Кунгурскую ГАИ. Большую роль он сыграл и в жизни своего друга, в том числе личной. В главе «Ты навеки покорила сердце моряка» Юрий Шубинцев пишет, что Володя и Зоя Рудженцы его «познакомили с девушкой Любой». В счастливом браке родилась дочка Марина, которая, повзрослев, дала жизнь внучке Алёне и внуку Михаилу.

О ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ

В своей книге Юрий Шубинцев с любовью рассказывает о своих друзьях-товарищах. В главе «Великие и Тихий» - о кунгурских моряках Николае Григорьевиче Наймушине (1920-2003) и Василии Семёновиче Никулине (1916-1987). Опубликовано фото 1965 года, на котором автор книги вместе с этими моряками. «Это наши кунгурские славные ребята! - комментирует фото Юрий Шубинцев. - Себе добыли славу в боях, большую Родину защитили и малой родине почёт принесли».

Подробно пишет о Н. Наймушине: «С Николаем дружили семьями и были один другому надёжной поддержкой и опорой. Будучи ещё ребенком, заставил свою маму сшить ему морскую форму и гордо в ней щеголял, хотя детство провёл вне водного пространства. В 19 лет в глубокой тайне от всех пишет письмо Климу Ворошилову и описывает своё желание служить в морском флоте. И он был направлен на Тихий океан».

Особо отмечает его роль в военно-патриотическом воспитании молодого поколения: «После демобилизации старшина Наймушин в Кунгуре сделал так много для молодёжи. Он не уставал встречаться, рассказывать, учить мечтать, как мечтал он. Пусть мечта сразу и не сбывается, но надо мечтать, и судьба подарит её осуществление, как это было у самого Николая».


Юрий Шубинцев (в центре) с друзьями-моряками Василием Никулиным (слева) и Николаем Наймушиным. Кунгур, 1965 год

«ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ»

Воспитывал молодежь и Юрий Яковлевич Шубинцев. Ему было о чём рассказать юным. Среди многочисленных наград моряка, которыми отмечен его ратный и трудовой путь, самая первая - медаль «За боевые заслуги». Это награда за участие в войне с Японией, одном из ключевых сражений Курильской операции - штурме острова Шумшу в августе 1945 года.

В книге он подробно рассказывает об этом сражении, перепечатана также статья Александра Переверзева «Страха не было, скорее любопытство» («Аргументы и факты», 23.02.2011). Вот небольшой фрагмент из неё:

«Маленькая война» длилась для Юрки девять дней. Несколько раз их поднимали в атаку, отправляли в разведку. Во время одной из таких разведок, вспоминает, просидели три дня в доте, отражая наскоки диверсионных японских групп.

- Эти три дня запомнил на всю жизнь. Японцы покою не давали: всё время кто-то подползает - то справа, то слева. И не поспишь толком. Патроны закончились, поэтому днём ползали вокруг дота, собирали по убитым патроны, винтовки. Сначала нас было восемь человек, потом двух моряков убило, ещё одного с раненым старшиной пришлось отправить к своим. Кое-как продержались эти три дня. Вроде стихло. А наши войска уже куда-то далеко вперёд продвинулись. Стали прорываться к своим. Получилось. А 27 августа меня контузило. Только стал спускаться в траншею, как в неё ударила мина. Меня на несколько метров отбросило взрывной волной. Потерял сознание. Очнулся - ничего не слышу, на глазах пелена. Ещё подумал, что война закончилась. (Смеётся). Санитары дотащили меня до береговой черты. А там на десантном судне отправили в госпиталь в Петропавловск-Камчатский. Так закончилась моя военная эпопея».

МОРЯКОВ БЫВШИХ НЕ БЫВАЕТ

Но, конечно, не закончилась для Юрия Шубинцева служба на флоте, которой он в общей сложности отдал 16 лет. И, став «сухопутным моряком», с морем, по сути, не расставался до конца дней своих. Переехав в Пермь в 1985 году, работал шкипером на самоходном судне на декабардере в Левшино, инспектором несамоходных судов, преподавателем морской практики в клубе юных моряков и речников, руководителем кружка «Юнга», преподавателем такелажного дела в Пермском речном училище, мастером хождения на разных шлюпках. До последних дней своей жизни Юрий Яковлевич встречался с детьми, в том числе в Израиле, куда переехал с семьёй в 2013 году. На этих встречах он, конечно, рассказывал о русском флоте, о моряках. Вот какими словами завершает он свою книгу «Великие и Тихий»:

- При встрече с детьми в школах читаю. Им нравится, понимают, о чем я говорю и что хотел этим сказать. Но раньше форма моряка их завораживает. До сих пор ношу тельняшку в День Победы, в День ВМФ. Надеваю её со всеми регалиями, а их накопилось немало за последние годы. Соблюдаю все неписаные законы верности флотской службе. Наше поколение вобрало в себя все ключевые события 20 века. Дайте урок мира по всему миру - это прекратит все войны.

Владислав Одегов
Фото автора и из книги «Великие и Тихий»

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Общество    


Рейтинг: 9
Просмотры: 3790   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.6/5 (Всего голосов: 9)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Полоска
Наверх