Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»
В контакте
Пермский край,
город Кунгур
Тест
Блок строй акция февраль

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №103/2021 от Сегодня

Комментарии

Будет капитальный ремонт здания ДК «Мечта»
Безусловно хорошо, что дело движется. Но проект и реальные работы вещи разные. Очень надеюсь увидеть...

15.09.2021 10:40:16
В Кунгуре по улице Ленина восстанавливают асфальтовое полотн...
Горячий сезон случайно пришелся на предвыборный период :-) это тоже многие замечают. Но делать доро...

13.09.2021 10:19:37
В Кунгуре заканчивается ремонт лестничного спуска к посёлку...
Система госзакупопок выстроена так, что подрядчики приступают к работе в лучшем случае в июле месяце...

09.09.2021 19:55:00

Городская справка

Доска объявлений
Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


Управляем вместедорожное видеоРострудgipp2014

Улицы Кунгура меняются в лицах. Удачи тебе, Рельсовая!

Фотография к материалу: Улицы Кунгура меняются в лицах. Удачи тебе, Рельсовая!
О далёком прошлом напоминает лишь почтовая открытка начала ХХ века
09 сентября 2021, чт

На юго-восточной окраине Кунгура, за полосой железной дороги, находится один из микрорайонов города, известный кунгурякам как посёлок Кирпичный.

Своим названием он обязан некогда размещавшимся здесь предприятиям. Принято считать, что все находящиеся здесь улицы, так или иначе, также связаны с историей трёх кирпичных заводов. Однако это утверждение не совсем верно. Как минимум несколько разместившихся здесь улиц своим происхождением обязаны железнодорожной магистрали. К их числу принадлежит и улица Рельсовая.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Изначально эта территория относилась к Филипповской волости Кунгурского уезда. В городскую черту Кунгура она была включена лишь в начале ХХ века.

Местность эта была неоднородной. Часть её занимал вековой сосновый лес. Часть - поля и пашни. Значительное пространство представляло собой естественные неудобья - холмы, овраги, косогоры…

Первые постройки в этой части города появились в начале ХХ века. Их возникновение было связано со строительством железной дороги Пермь - Екатеринбург, обустройством станции Кунгур и пристанционной инфраструктуры.

Одними из первых здесь были возведены корпуса паровозного депо. Удивительные по красоте здания, построенные по проекту архитектора Феофана Евтихиевича Вольсова, несли в себе черты господствовавшего в тот период в архитектуре стиля модерн и составляли единый ансамбль со зданием железнодорожного вокзала и комплексом привокзальной площади.


Корпуса депо в стиле модерн

ДЕПОВСКОЙ ОКОЛОТОК

Тогда же, в 1910-х годах, началась застройка прилегающей к депо территории. Здесь возводились постройки различных железнодорожных служб, а также жилые бараки. За новым «микрорайоном» закрепилось название «Деповской околоток».

После окончания Гражданской войны кунгурские железнодорожники стали восстанавливать разрушенное станционное хозяйство. В 1920-х годах неподалёку от депо (вдоль полосы железной дороги) стали возводиться (как правило, из бывших в употреблении подручных материалов: дерева, шпал и т.д.) жилые дома, в которых селились семьи рабочих депо. Так сложился небольшой посёлок, названный именем вождя мирового пролетариата.

К 1938 году бывший Ленинский посёлок был преобразован в улицу Деповскую. К этому времени здесь уже насчитывалось 6 домов.

И НАЗВАЛИ ЕЁ «РЕЛЬСОВАЯ»

В конце 1920-х - начале 1930-х годов в деповском околотке возникла ещё одна улица. Поскольку местность, как уже отмечалось, застраивали железнодорожники, ей присвоили соответствующее название. Так на карте Кунгура появилась улица Рельсовая.


На территории депо на вечную стоянку поставлен паровоз

Первоначально она была совсем небольшой - всего в один квартал. В 1934 году на ней насчитывалось 14 жилых домов. Архивные документы сохранили имена первых домовладельцев. В их числе - Григорий Герасимович Мельников (дом № 1), Иван Павлович Кузнецов (№ 2), Иван Васильевич Вечтомов (№ 3), Трофим Васильевич Васильев (№ 4), Иван Николаевич Кузнецов (№ 5), Степан Петрович Старцев (№ 6), Михаил Николаевич Мохов (№ 7), Михаил Фёдорович Сергеев (№ 8), Василий Николаевич Клюквин (№ 9), Игнатий Михайлович Копысов (№ 10), Дмитрий Степанович Голяков (№ 11), Иван Михайлович Стариков (№ 12), Иван Васильевич Никифоров (№ 13), Александр Петрович Алчеев (№ 14).

В середине 1940-х годов параллельно улице вырос небольшой (его длина составляет всего 180 метров) Рельсовый переулок. Одними из первых (в 1945 году) здесь поселились Иосиф Васильевич Феденёв (№ 6) и Афанасий Николаевич Лумпов (№ 8). В 1948-м - Иван Степанович Кадников (№ 2), Ульяна Ивановна Теплых (№ 2-а) и Мария Ивановна Занина (№ 6). Построенные ими дома были совсем небольшими. Их площадь составляла всего от 9,3 до 13,7 квадратных метров. Сегодня в переулке насчитывается 14 домовладений.

ПРОЛЕТЕЛИ ГОДЫ…

В первые десятилетия, как свидетельствуют очевидцы, границы улицы были достаточно условными. Так, например, в 1953 году адрес находящейся на значительном удалении от жилья железнодорожной хлебопекарни обозначался как Рельсовая - Деповская, без указания номера дома.

Позднее трассировка улицы была несколько упорядочена. К тому же она значительно выросла в размерах. (Её длина составляет сегодня 1575 метров).

Начальный, «исторический», сектор, начинающийся на перекрёстке с улицей Боровой, остался таким же, каким был прежде. Разве что, пожалуй, за минувшие десятилетия в нём появились новые постройки, да в отделке домов стали использоваться новые материалы.


Так начинается улица Рельсовая

Следующий сектор, «центральный», объединяет постройки, разбросанные на весьма протяжённой территории. Это и бараки 1930-х годов, до сих пор использующиеся под жильё. И различные службы железной дороги: дорожные мастерские (бывшее паровозное депо) (ул. Рельсовая, 30), дистанция водоснабжения, рельсосварочный поезд, энергоучасток, материальный склад… Здесь же имел «прописку» и кирпичный завод, канувший в лету в лихие 1990-е. Трёхэтажное здание бывшей конторы этого предприятия (ул. Рельсовая, 22-в) используется под квартиры.

Ещё один сектор улицы начинается неподалёку от перекидного моста через железнодорожные пути. Здесь, на пересечённой местности вдоль полосы отвода железной дороги, находятся около 25 частных жилых домов. Заканчивается сектор у тоннеля через насыпь железной дороги, известного местным жителям как «труба».

А вот найти заключительную часть улицы Рельсовой очень непросто. Чтобы добраться до неё, нужно пересечь пространство Русского поля и подняться на следующую горку. Здесь находятся несколько жилых домов, возведённых в 1930-1970-х годах. Кроме того, дислоцируются железнодорожный пожарный поезд и городская метеостанция.


Заполнение кольцевой печи для обжига кирпича полуфабрикатами. 1950-е гг.

Но это ещё не всё. К Рельсовой относится пара многоквартирных жилых домов, разместившихся напротив Восточного парка, за железнодорожной веткой, теряющейся на просторах Русского поля. Далее следует подстанция «Ирень», обеспечивающая бесперебойную подачу электроэнергии. Завершением улицы являются два дома вдоль дороги, идущей от так называемого «Гилёвского моста» к деревне Исаковка.

Сергей Мушкалов,
директор Кунгурского музея-заповедника

Искра Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 8
Просмотры: 1228   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.3/5 (Всего голосов: 8)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Полоска
Наверх