Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»
В контакте
Пермский край,
город Кунгур
Нам 100 лет!
Тест
Блок строй ноябрь 2021Рот фуд покемен

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №131/2021 от 27.11.2021

Комментарии

Прикамье до конца ноября получит 1,2 млрд рублей из федераль...
Списки не открываются, хотелось бы узнать какие дома попадут под расселение раньше срока.

24.11.2021 19:45:29
Мысли по поводу: если в соцсетях идет война «прививочников»...
Проблема в том, что сами власти подливают огня в этот костер и активно его разжигают. Пока схватки и...

15.11.2021 09:34:44
Мысли по поводу: если в соцсетях идет война «прививочников»...
Какое такое противостояние. Естественно прививкам - да. Надо копать глубже-откуда возникает такие во...

14.11.2021 23:04:28

Городская справка

Доска объявлений
Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


Управляем вместедорожное видеоРострудgipp2014

Утраченная святыня - Константино-Еленовский храм деревни Парашино

Фотография к материалу: Утраченная святыня - Константино-Еленовский храм деревни Парашино
16 января 2021, сб

100 лет назад, в тяжёлое для России время, когда ещё не завершилась Гражданская война, в Парашино, небольшой деревеньке Кунгурского уезда, состоялось освящение храма, сооружённого во имя раннехристианских святых - императора Константина и его матери, царицы Елены. До наших дней не сохранился ни сам храм, ни его деревянное здание, где впоследствии учились дети, затем работал клуб. Но среди местных жителей ещё жива память об утраченной святыне, об её строителях и священнослужителях.

В начале ХХ века в Парашино было девяносто девять дворов с населением около пятисот человек. Здесь стояла небольшая деревянная часовня, приписанная к кунгурскому Благовещенскому собору. В то время в деревне жил Михаил Бабушкин, о ком до сих пор вспоминают как о богатом человеке, купце. Его основательные дома и в XXI веке всё ещё называют по первому владельцу «бабушкинскими». Именно Михаил Бабушкин выделил средства на возведение храма, а организацией строительства занимался крестьянин Константин Мальгин. Последнему пришлось неоднократно побывать в Перми, чтобы в духовной консистории согласовать все вопросы, касающиеся строительных работ. Часто большую часть пути ему приходилось совершать пешком, поэтому говорили, что он сносил во время таких переходов восемнадцать пар лаптей.

Новый храм был не совсем «новым», в действительности предприимчивые парашинцы решили сделать церковь из деревянной часовни, стоявшей в деревне. По проекту, составленному неизвестным пока зодчим, к кубическому объёму часовни пристроили с востока гранёную апсиду, а с запада трапезную с притвором и столпообразной колокольней, увенчанной шпилем. Площадь здания стала более 100 квадратных метров. Венчали храм изящные луковичные главки, на четверике большая, над апсидой - поменьше. По карнизу всё здание опоясывал ажурный подзор. Судя по проекту храма, хранящемуся в Государственном архиве Пермского края, чертежи были согласованы ещё до революционных потрясений. Но, видимо, из-за всех перемен строительство затянулось на несколько лет.

В 1927 году церковная община деревни Парашино заключила договор с местным Советом депутатов о дальнейшем использовании здания для проведения богослужений. Позднее храм считался приписным к кунгурской Всехсвятской церкви.

   
П.А. Склюев                                        И.И. Лихачёв                                 А.Н. Шувалов

Мало что известно о священнослужителях Константино-Еленовской церкви, зачастую лишь фамилии или только имена. Прихожане вспоминают Петра Андреевича Склюева, отца Фёдора (Поспелова?). Некоторое время в церкви служил игумен Иоанникий - Иван Иванович Лихачёв, до этого бывший келейником епископа Аркадия Ершова. При настоятеле-игумене в храме имелся церковный хор, состоявший из прихожан. Одна из певчих - Антонина Водопьянова - позднее стала женой известного прикамского священника Валентина Степановича Другова, участника Великой Отечественной войны.

Ещё одному священнику парашинской церкви - Александру Николаевичу Шувалову - пришлось пережить разбойный налёт, о котором позднее рассказал Л.П. Лепихин, помогавший в детстве батюшке в алтаре. Бандиты под предводительством главаря Гришки-седого, угрожая жизни новорождённого сына священника, забрали из дома Шуваловых всё, что представляло хоть какую-то ценность.

В годы Великой Отечественной войны храм не был закрыт, но, тем не менее, долгое время службы в нём не проводились. С 1941 по 1943 годы здесь не было священника, поэтому церковному старосте приходилось бдительно следить как за всем имуществом, так и за состоянием здания. Новый батюшка, Фёдор Васильевич Поспелов, был назначен только в декабре 1943-го. А первые богослужения состоялись лишь 14-15 апреля следующего года в пятницу и субботу Страстной Седмицы, но, тем не менее, праздновать Пасху прихожанам было запрещено.

В марте 1945 года церковноприходский Совет церкви деревни Парашино обратился с очередным прошением к епископу Молотовскому и Соликамскому Александру Толстопятову с просьбой о возобновлении служб. В письме были такие слова: «Эти скорби и слёзы осиротелых и беспомощных стариков, старух, малолетних детей и уже возвратившихся к своим семействам инвалидов… побуждают нас вкупе со всею церковью вознести молитвы к Господу Богу о даровании победы нашему и союзному с нами оружию, чтобы наши отцы и братья скорей могли возвратиться на родину для мирного созидательного труда, а также помолиться об упокоении душ воинов, уже проливших свою кровь за родину».

Службы возобновились только в 1947 году, в то время храм по-прежнему был приписан к кунгурской Всехсвятской церкви. Богослужения продолжались всего два года, а затем храм закрыли под надуманным предлогом. Кунгурский райисполком ходатайствовал о переоборудовании здания под школу или общежитие детского дома. Всё имущество и утварь Константино-Еленовского храма были вывезены во Всехсвятскую церковь. В настоящее время известно, что иконостас находится в Пророко-Ильинской церкви села Колпашники.

В 2017 году в Парашино в память о разрушенном Константино-Еленовском храме по инициативе местных жителей и при поддержке С.В. Поздеева и П.И. Кирякова был установлен поклонный крест. Он возвышается в том месте, где ещё видны следы церковного фундамента. Торжественное освящение креста было проведено священником Максимом Кулаковым 4 ноября 2017 года.

Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества
Сведения предоставлены Л.Л. Кочешевой

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

Поделиться:
Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 3
Просмотры: 1803   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 3)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

PodpiskaПолоска
Наверх