В контакте
Металлинвестбанк май 2018
Пермский край,
город Кунгур
Poloska1Блок строй с рамочкойПолоскаКредононДоска объявленийполосаЭталонПолоска

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №76/2018 от Вчера

Комментарии

В Кунгуре ООО «ДСК «Магистраль» отремонтирует шесть участков...
Что интересно-кто бы не выиграл подряд, работает всегда армянстрой

13.07.2018 19:11:48
В Кунгуре жителям частного сектора принесут квитанции для оп...
Читайте внимательно,господин с лупой,судя по статье,все частники ,не имеющие договор с Кунгурстройза...

13.07.2018 19:00:31
В Кунгуре жителям частного сектора принесут квитанции для оп...
Максим ИП. Будут договора, будет техника и персонал. Может быть он и составит конкуренцию окологосуд...

13.07.2018 17:19:07
В Кунгуре жителям частного сектора принесут квитанции для оп...
Максим - хороший человек, но ему одному, к сожалению, никогда не охватить весь частный сектор. И у н...

13.07.2018 13:31:28
Визит без приглашения. Когда закон разрешает входить в жилые...
т.е электриков проверяющих счетчики и т.д я имею права не впускать в квартиру?

13.07.2018 12:29:31

Городская справка

Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


polosa
lineУправляем вместеlineдорожное видеоlineРострудlinegipp2014

Читаем Кунгур, как книгу. На выезде из города

Фотография к материалу: Читаем Кунгур, как книгу. На выезде из города
Стела на выезде из города
21 ноября 2017, вт

Нет, наверное, кунгуряка, который хотя бы раз в жизни не выезжал из города в сторону Екатеринбурга (Свердловска) со стороны элеватора. Путь следования был достаточно хорошо известен. Следовало переехать железную дорогу через путепровод, миновать производственные комплексы хлебокомбината и элеватора с одной стороны и военный городок с противоположной… И здесь, на перекрёстке с улицей Каширина, открывалось обширное, но малозастроенное пространство… Об этой территории на выезде из города мы и поведём сегодня речь.

ВО ВРЕМЕНА ОНЫЕ…

Время вхождения этой территории в городскую черту Кунгура установить пока не удалось. Скорее всего, это произошло либо в конце XVIII, либо в начале XIX века. Описывая эти угодья в 1857 году в своей статье, опубликованной в газете «Пермские губернские ведомости», известный кунгурский педагог и краевед С.П. Буевский отмечал, что «простираются они от города к югу, по большой Сибирской дороге прямою линией, слишком на 10 вёрст, заключая в себе дровяной лес, хорошие пашни и немало покосов с тучною травой…»

Когда-то давно эта местность была совершенно пустынной. Но постепенно и она стала осваиваться. По свидетельству краеведа Л.Н. Лелюхова, ещё в стародавние времена здесь были основаны два небольших «поселья», именовавшиеся по фамилии их обитателей. Одно из них - Чулошниковское - находилось на месте нынешнего элеватора. Другое - Семовских - за территорией Вознесенского кладбища.

В XVIII веке через эту местность была проложена большая дорога - ставшая впоследствии знаменитым Сибирским трактом, движение по которому не прекращалось ни днём, ни ночью. Кого только ни повидала эта дорога на своём веку. И путешественников вольных, да и немало невольных.

С последними связана легенда, обусловившая наименование одного из здешних угоров, так называемой Вшивой горки. Предание гласит, что именно на этой возвышенности, расположенной на окраине Вознесенского кладбища, в прошлые времена, когда некрополя здесь ещё не было, заключённым, идущим по дороге в Сибирь своим ходом, разрешалось сделать привал и освободиться от надоедливых насекомых.

Кроме того, именно в этой местности, как свидетельствует С.П. Буевский, в 1774 году кунгуряки «одержали победу над полчищами Пугачёва», за что, возможно, и получили эти земли в городскую черту.

КАК ОСВАИВАЛИ БОЛОТО

В 1907 году кунгурские власти впервые предприняли попытку освоить пустующие земли. Сюда планировалось перевести земскую больницу, которой было очень тесно в городской черте. Для её размещения предполагали «выделить место, мерою до 4900 квадратных саженей в сосновом бору за кладбищем по правую или левую сторону тракта». Однако обследовав эти земли, пришли к выводу, что они «представляют из себя болотистую, совершенно непригодную для возведения построек местность».

Спустя три с половиной десятилетия к этим землям вернулись вновь. По воспоминаниям Е.Я. Кайсарова, в феврале 1942 года местность была обследована для выбора площадки под строительство здесь литейного цеха трудколонии. «По пояс в снегу, - рассказывал ветеран, - полазили вблизи железнодорожной ветки и выбрали в общем-то не очень удачный болотистый участок на опушке соснового леса, застолбили его. Сразу же были организована конвойная точка, забор из колючки, землянки, и началось строительство литейки…» Так начиналась история исправительной колонии № 40.

НА ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНЕ ТРАКТА

Земли, расположенные на противоположной стороне тракта, также представляли собой естественные неудобья. Имелись здесь и заболоченные участки, и карстовые воронки, и лога. Не найдя какого-то то другого варианта использования, здесь разместили (ещё в дореволюционный период) городскую свалку.

Но со временем дошли руки и до этой местности. Так, например, уже в 1919 году, вскоре после освобождения города от колчаковцев была расчищена от нечистот площадка на окраине Вознесенского кладбища. Здесь была устроена братская могила кунгуряков, погибших от рук белогвардейцев.

В 1951 году Кунгурский горисполком выделил земельный участок на южной окраине закрытой к тому времени свалки для размещения производственного комплекса автороты треста «Союззаготтранс». Открылась ещё одно страница истории местности.

Варка асфальта в автороте 483-5

В 1954 году это предприятие было переименовано в автохозяйство № 14 Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. А в 1968 году - в Кунгурское грузовое автотранспортное предприятие.

Причём, что любопытно, юридический адрес ГАТП - ул. Степана Разина, 1. А вот расположенное напротив исправительное учреждение имеет «прописку» на Сибирском тракте.

Грузовое предприятие

И СТРУКТУРЫ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА

Южная окраина города была местом дислокации и нескольких войсковых частей. Так, например, местность между бывшим кладбищем и комплексом автороты некогда занимала в/ч № 74177. В расположенных на её территории ангарах и складах хранилась как боевая техника, так и обмундирование, которым, в случае начала боевых действий, можно было бы обеспечить всех мобилизованных в Кунгуре и Кунгурском районе. По свидетельству последнего командира этого подразделения В.Г. Яковлева, история части завершилась в 1995 году, когда она была объединена с базой Приволжского военного округа в Самаре.

Вспомним сегодня и другие войсковые части, некогда дислоцировавшиеся на южной окраине Кунгура. Это и медицинские склады, и «хозяйство» полковника Бутова, и батальон внутренних войск Министерства внутренних дел. К сожалению, от них остались лишь воспоминания.

И ещё один курьёз. Улица Степана Разина была границей между существовавшими в то время в стране военными округами. Так, например, «хозяйство» полковника В.Г. Яковлева относилось к Приволжскому военному округу, а военные структуры, расположенные на противоположной стороне тракта, - к Уральскому.

От воинской части остались только ворота…

НА ЮЖНОЙ ОКРАИНЕ

Южная окраина города, вплоть до самого выезда из Кунгура, начала активно осваиваться в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Здесь разместился ряд автотранспортных и строительных организаций. В их числе - Пермская механизированная колонна № 42, автоколонна № 2 Пермагропромстроя, «Агромехстрой» и другие. Сегодня эта территория представляет собой большую логистическую площадку.

Сергей Мушкалов, директор Кунгурского музея-заповедника

Страницу подготовил Владислав Одегов

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

 

Хлебокомбинат

 

Бывшая казарма батальона внутренних войск

Поделиться:
Поделиться:


Просмотры: 1703   Комментарии: 0
Рейтинг: 10

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 10)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

На страже правопорядка

19.11.2017, 12:03
Просмотры: 1239   Комментарии: 0
Рейтинг: 10
КрафтПолоска
Полоса